Follow @twitter УСЗН Ветлужского района - История социальной защиты

Министерство социальной политики Нижегородской области Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Ветлужского района"

Пятница, 19.04.2024, 02:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | История социальной защиты | Регистрация | Вход

История социальной защиты

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. Идея государственного призрения, сформулированная Стоглавым собором в правление Ивана Грозного не была реализована никем из его преемников, хотя благотворительностью занимались царь Федор, последний из династии Рюриковичей, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович.

Эпоха нищелюбия пришлась на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях.

Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся.

Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А. Демидова.

К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве.

В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ.

Советское время

Социальная политика советского государства на разных этапах его существования представляется одной их наиболее малоисследованных и интересных проблем отечественной истории.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.С декабря 1917 г. было введено Положение о страховании на случай безработицы. Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК О страховании на случай болезни.

В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.

1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов; Всероссийское общество слепых; Всероссийское общество глухонемых.

В 1928 г. учреждены пенсии по старости рабочим текстильной промышленности, в 1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта.

26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время. В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.

После смерти Сталина внесены изменения  в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы.

К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.

Социальные реформы 80-х

Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале  90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства

В начале 1990 годов Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Минздравсоцразвития).

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

День социального работника отмечается в России 8 июня. Этот день был установлен Указом Президента от 27 октября 2000 года № 1796, впервые отмечался в 2001 году. Выбор даты связан с историей социальной работы в России. 8 июня 1701 года Петром I был подписан указ № 1856 Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых.

В последние десятилетия роль социальных работников в нашем обществе стала особенно заметной, ее трудно переоценить. Поворот государства к человеку и его потребностям, воплотившийся в ряде приоритетных национальных проектов, еще более поднимает роль социальных служб и их работников в российском обществе.

Нижегородская область

На основании «Учреждения о губерниях» в Нижегородской губернии в 1779 году был создан Приказ общественного призрения, на который возлагались обязанности по организации богаделен, сиротских, работных и смирительных домов, а также народных школ, аптек и больниц. Возглавлял Приказ губернатор (по должности), а в состав руководства входили видные губернские чиновники. Создание Приказа общественного призрения стало первым шагом на пути возникновения системы попечительских органов, которые спустя столетие были уже широко распространены в российском обществе.

По замыслу правящих кругов Российской империи, попечительства призваны были стать связующим звеном между благотворителями и административными органами управления. Это определило статус, цели и задачи, а также состав попечительских органов - как в Нижегородской губернии, так и по всей стране. Действовавшие с начала XIX века попечительские комитеты (реже советы) создавались преимущественно как совещательные органы при губернаторе. Целью их создания было улучшение административного управления в гуманитарной сфере, то есть в образовании, социальном обеспечении и т.п. Поэтому обычно в состав губернских попечительских комитетов включались высшие должностные лица губернии, а с правом совещательного голоса или на правах почетных членов - представители общественности, специалисты в области образования и здравоохранения.

Прирост населения становился все более значительным: по данным официальной статистики, в 1866 г. в Нижегородской губернии проживало 1.257.601 чел., а к 1900 г. количество жителей превысило 1.650.000 чел.! Прибавьте к этому сезонных рабочих, лиц, не прописанных, но постоянно проживавших в губернии... И всем людям нужно было жилье (хотя бы временное), питание (хотя бы самое скромное), работа (хоть самая тяжелая!), а также возможность в случае необходимости получить медицинскую помощь, обучать детей ремеслу и грамоте, становившейся все более и более востребованной. Экономические успехи региона и появление заметной социальной группы преуспевающих предпринимателей давали возможность щедрого выделения средств на благотворительные цели, а действовавшие к тому времени попечительские органы позволяли оперативно направлять средства на социальные нужды. Законодательной основой здесь стал указ 1862 г., предоставлявший Министерству внутренних дел (МВД) право разрешать создание благотворительных обществ, и данное в его развитие Высочайшее предписание 1869 г., которым МВД предоставлялось право самостоятельно учреждать эти общества.

Разумеется, далеко не все из задуманного удавалось (и в итоге не удалось - об этом свидетельствуют социальные конфликты начала XX века, увенчавшиеся революцией, приведшей к крушению Российской империи), но было в цепочке отношений «администратор - попечительский комитет - благотворители» и свое рациональное зерно. Попробуем извлечь этот полезный исторический опыт, проанализировав конкретные направления попечительства и благотворительности в Нижегородской губернии.

Детские приюты

С середины XIX в. сохранились документы Нижегородского губернского попечительства детских приютов, относившегося к ведомству учреждений императрицы Марии, вошедшего впоследствии в систему МВД. Председателем этого органа по должности был губернатор; в состав попечительства входили также вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, директор народных училищ, председатель губернской земской управы, городской голова, директора приютов, а также обычно жены высших губернских чиновников.

Бюджет попечительств детских приютов формировался преимущественно из казны, а частично от благотворительной деятельности (за некоторые годы в документах, например, зафиксировано соотношение 5/1, соответственно). Обычно членский взнос составлял 200 руб. в год (немалая по тем временам сумма!). Кроме того, немало нижегородских коммерсантов, даже не состоя членами попечительств, бесплатно передавали в приюты продукты питания, лакомства, праздничные подарки, оплачивали посещение детьми увесилительных мероприятий и т.п.

Примеру губернского попечительства детских приютов последовали многие частные благотворители. Макарьевский 2-ой гильдии купец А.С.Калинин-Шушляев передал свою дачу стоимостью 10 тыс.руб. под детский приют. На средства потомственной почетной гражданки М.В.Бочкаревой с 1911 г. в Нижнем Новгороде действовала школа для слепых детей, размещавшаяся на Ильинской улице в собственной усадьбе благотворительницы. В 1892 году в Нижнем Новгороде открылось Убежище для призрения бедных детей при городском Обществе вспоможения бедным, рассчитанное на 100 воспитанников обоего пола в возрасте от 4 до 12 лет.

Наиболее ярким примером попечения детей стала история Нижегородского городского имени графини О.В.Кутайсовой приюта для малолетних. В 1874 году Ольга Васильевна Кутайсова, жена тогдашнего нижегородского губернатора графа П.И.Кутайсова, передала капитал в 25 тыс.руб. на создание и финансирование приюта для маленьких сирот. Размеры пожертвований на приют поражали даже самых столичных благотворителей: бывали годы, когда на учреждение перечислялось до 60 000 рублей - Сохранилось здание приюта (на углу улицы Новой и площади Горького),

Успех благотворительной деятельности в детских приютах был настолько очевиден, что данная форма попечительства сохранялась и при Советской власти. Попечительские советы при детских домах после 1917 г. - общественные органы, имевшие целью оказывать содействие  в воспитании, обучении и содержании детей-сирот. Совет также осуществлял контроль за качеством питания детей, за распределением одежды и ее сохранностью, за расходованием средств, отпущенных государством на содержание детских домов.

Социальное обеспечение

Во второй половине-конце XIX века в Нижегородской губернии возникает целая сеть богаделен и обществ помощи бедным. Практически все эти учреждения содержались на средства частных благотворителей, а для привлечения и контроля за правильным расходованием средств в учреждениях создавались свои попечительские комитеты. В состав попечительских комитетов входили представители местного самоуправления (городской и земской управы) и собственно благотворители, которые, как правило, и учреждали данную богадельню. Именно по такому принципу организовывалась деятельность крупнейших учреждений социального обеспечения в Нижнем Новгороде - «Вдовьего Дома» и «Дома Трудолюбия».

Здание на площади Лядова (бывшей Монастырской) и сейчас производит впечатление своими размерами и продуманностью форм. Нетрудно представить, какое уважение вызывал своим замыслом и воплощением этот дом сто с лишним лет назад: наверняка не всем верилось, что в столь внушительном здании разместятся не присутственные места и даже не институт, а всего лишь богадельня, под которые раньше обычно отдавали деревянные избы-развалюхи. Меду тем «Устав городского общественного имени Блиновых и Бугровых Вдовьего Дома в Нижнем Новгороде» (1887 г.) гласил: «Назначение Вдовьего Дома состоит в доставлении удобных даровых квартир неимущим вдовам с их малолетними детьми». Здание было рассчитано на 160 квартир (реально в нем проживало свыше 600 чел.), при нем создавалась больница (с детским отделением) и аптека. Позднее, в 1907-1908 гг. при Вдовьем Доме было построено ремесленное училище, призванное дать профессию детям, проживающим здесь с матерями-вдовами. И все это учреждение, потребовавшее неслыханных по тем временам капиталовложений, было целиком и полностью построено на средства частных жертвователей - нижегородских купеческих семей Блиновых и Бугровых.

В 1893 году Нижегородское Общество вспоможения бедным выступило с инициативой «устроить убежище для нищенствующих детей на 100 человек». В итоге было решено открыть «Дом Трудолюбия», цель которого - дать «всем нуждающимся в Нижнем Новгороде недолговременную помощь посредством предоставления им труда, пищи и приюта впредь до более прочного устройства их судьбы определением к постоянным занятиям или помещением на постоянное призрение». Идею удалось воплотить в жизнь только благодаря бескорыстной помощи купеческой семьи Рукавишниковых.

На частные пожертвования был открыт ряд богаделен для одиноких, больных, престарелых и увечных женщин.

Интересна и история учрежденного в 1902 году Общества попечения о бедных в с. Сормово Балахнинского уезда (в то время Сормово не входило в черту Нижнего Новгорода). Промышленное развитие Сормова дало возможность его состоятельным жителям оказывать регулярную помощь своим неимущим землякам. Доход общества, возглавляемого В.Н.Мещерской (по ее инициативе оно и было создано) и представителями интеллигенции (преимущественно служащим заводов), исчислялся обычно 2-3 тыс.руб. в год и складывался из пожертвований частных лиц, благотворительных спектаклей и концертов, а также организованного «сбора  ненужных бумаг» (единственное встреченное в документах такого рода упоминание о сборе макулатуры!).

Разумеется, далеко не всегда бытовые условия в богадельнях были столь хороши, как во Вдовьем Доме или Доме Трудолюбия. Пример - получивший широкую известность благодаря творчеству М.Горького «Ночлежный приют в Нижнем Новгороде», учрежденный городской думой 30.05.1880 г. Призванный дать возможность «переночевать не под открытым небом» и предназначенный «для всех приходящих без различия состояния, пола и возраста», приют был рассчитан на 450 мужчин и 45 женщин. Скудных средств городского бюджета на его содержание не хватало, и вновь пришлось прибегнуть к благотворительной помощи. Помогали сводить концы с концами лишь пожертвования Н.А.Бугрова, в честь отца которого приют назвали «имени А.П.Бугрова» («Бугровская ночлежка»). Привлечение дополнительных денежных средств оказалось для попечителей - известных нижегородских купцов Акифьева, Фролова и Чернова - крайне затруднительным.

Благотворительность и забота о народной трезвости

В 1894-1897 гг. создаются органы попечительства о народной трезвости, подведомственные МВД. В Нижегородской губернии был создан и начал действовать губернский комитет попечительства о народной трезвости, опиравшийся на сеть уездных комитетов. Губернский комитет возглавлялся по должности губернатором. Задачами комитетов стали: организация разъяснительной работы о вреде пьянства, создание условий для трезвого досуга (разрешения на открытие чайных, организацию и проведение театральных представлений, народных гуляний и т.п.), контроль за соблюдением правил торговли алкоголем. Бюджет попечительства о народной трезвости формировался за счет отчислений из казны, сборы от продажи нравоучительной литературы, от финансовой деятельности открываемых чайных, а также частные пожертвования. Впрочем, судя по документам, участие общественности в деятельности этих комитетов было незначительным.

Благотворительность в чрезвычайных ситуациях

Некоторые благотворительные общества носили чрезвычайный характер, с финансированием как за счет частных пожертвований, так и за счет казны. Примером может служить Нижегородский губернский благотворительный комитет, активно действовавший в период голода 1892 г. В состав комитета входили: губернатор Н.М.Баранов (председатель), епископ, ряд видных чиновников губернского правления, представители купечества (в частности, Н.А.Бугров, П.И. Лельков), интеллигенции (В.Г.Короленко), земства (Н.Ф.Анненский), врачи и др. Комитет организовывал открытие бесплатных народных столовых, выдачу ссуд деньгами и зерном для нуждающихся, контролировал отправку медикаментов (через общество врачей), всемерно поощрял пожертвования. Интересно отметить, что благодаря губернаторской поддержке значительные средства поступали не только от частных лиц, но и от чиновников официальных учреждений, учебных заведений («сборы по подписке»).

Доступный Интернет

Калькулятор субсидий

Записаться на прием

Размер социальных пособий

Твиттер

Гостевая книга

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Величина прожиточного минимума

Министерство социальной политики

Правительство Нижегородской области

Министерство труда и соц. защиты

Портал государственный услуг

Опрос
Помог ли Вам наш сайт найти нужную информацию?
Всего ответов: 14
Свернуть
Развернуть
Необходима авторизация
0